ГАРМОНИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА


ГАРМОНИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА

А.В. Мещеряков, психолог, магистр

 

В течение жизни многие люди – общество и мы в частности сталкиваемся с различными трудностями, вследствие чего подвергаемся стрессу. Стрессы бывают разные, скажем по полярности, то есть положительные  – хорошие моменты жизни, так и отрицательные – неприятные события, трудности. В связи с чем, человек буквально каждый день подвержен стрессам и различным переживаниям начиная с более мелких, частных – «закрыл ли дверь?», «выключил ли утюг?» и заканчивая более глобального характера – обстановка в стране и в мире! Даже маленькие, скажем «заморочки», могут сбить алгоритм повседневности, не говоря уже о более глобальных процессах. Стоит обратить внимание, что стрессовое состояние, имеет накопительный эффект и предел у всех разный. А когда «чаша терпения» переполнена, человек может впасть в так называемый аффект – бесконтрольное состояние, что в свою очередь может привести к неприятным последствиям, а самое неприятное, что такой момент может произойти в кругу близких нам людей – семьи. Поэтому не стоит пытаться определить свою границу терпения и уж тем более чужую! А лучше начать совладать с чувствами и эмоциями – сохранять спокойствие уже сейчас.

Умение сохранять спокойствие великое искусство, которое  зависит от уровня самоконтроля. И важным составляющим элементом в самоконтроле, является такой психический процесс как – внимание. Человек способный контролировать свое внимание, т.е. умеющий переключать его, имеет хороший уровень самоконтроля. С чего здесь стоит начать? А начать стоит с себя! Допустим, что вас кто-то «задел», условно обидел, тогда вы совершенно справедливо, можете испытывать чувство гнева или же досады, поскольку все мы люди и отчасти устроены так, что бы реагировать. А проявление реакции совершенно нормальное явление, просто наша задача пытаться реагировать в случаях негативного характера, более лояльно – спокойнее. Для этого существую некоторые приемы – методы, например, медитация. Пробуем переключить внимание на себя, на свое тело и дыхание, осознать себя в пространстве. Важно сконцентрироваться на своем дыхании, дышим правильно нос – вдыхаем, рот – выдыхаем, как можно спокойнее. Пытаемся уловить, момент как воздух заполняет наше тело снизу-вверх – ноги, тело, руки и голова.

После того как почувствовали расслабление, можно мысленно задать самому себе три обычных вопроса – «что?», «где?» и «когда?» после чего постараться на них ответить. Так же можно перечислить предметы, которые попадаю в поле нашего зрения, можно вспомнить просто какой-нибудь хороший день – отпуск, день рождение, первое свидание! И уже после того как успокоились и немного переключились, постараться спокойно разобраться, в том, что произошло, что могло спровоцировать негативные чувства или эмоции, отделив одно от другого. Умея сохранять спокойствие можно выйти победителем из многих непростых ситуаций, а также поддержать близких нам людей. Поскольку человек существо общественное и важной составляющей любого общества является семья, то умение спокойно реагировать, способствует гармоничным взаимоотношениям не только в определенном окружении, но и особенно это важно для нашей семьи.

В связи с тем, что мы иногда можем столкнуться с непониманием и семья тому не исключение, например, какие-то разногласия между супругами или распространенный случай – выполнение школьных заданий с ребенком, всегда важно сохранять спокойствие. Научившись себя контролировать и сохранять спокойствие в кругу нашей семьи – мы проявляем уважение к самым важным людям в нашей жизни и показываем замечательный пример для детей, способствуя гармоничному развитию взаимоотношений уже в обществе! В качестве профилактических мер, для сохранения спокойствия в семье и более крепкому сплочению, можно организовать семейное собрание за общим столом в какой-то определенный день, например вечер пятницы. Каждый член семьи может поделиться впечатлениями или переживаниями, которые произошли в течение недели.

Так же важно организовать непосредственные беседы наедине с ребенком, для этого можно использовать различные проективные методы. Например «Неделька», упражнение хорошо проводить два раза в неделю: в понедельник – для позитивного настроя на рабочую или учебную неделю и в пятницу – для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти в течение недели. Данное упражнение поможет наладить контакт с ребенком. Для этого потребуется лист бумаги формата А4, цветные и простой карандаши, фломастеры. На лист бумаги надо положить кисть руки и обвести простым карандашом, получилась неделя. Если ребенок «правша», тогда он обведет левую руку и неделя начнется с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Соответственно если «левша», тогда обведена будет правая рука и неделя начнется с большого пальца. Подумайте, какой характер, какое настроение будет у каждого дня. Обсудите каждый день и нарисуйте соответственные «рожицы» каждому пальчику. А теперь на ладошке нарисуйте «лицо недели» и раскрасьте теми цветами, какими захотите. Таким образом, вы увидите характер и эмоциональное состояние вашего ребенка за всю неделю. Не бойтесь экспериментировать, поскольку вы знаете своего ребенка лучше, как никто другой.

Применяя подобные методы, вы не только сами научитесь, но и поможете своему ребенку понимать свое настроение, контролировать его, реагировать более спокойно на возникающие трудности и неприятности. Это и все выше сказанное будет оказывать положительный эффект на взаимоотношения между вами и ребенком, а главным образом на взаимопонимание внутри семьи. Поскольку гармоничные взаимоотношения в семье залог здорового общества!

вперёд > < назад