История изучения феномена жестокости


А.В. Мещеряков, психолог, магистр

Объясняя явление жестокости в детской среде, для начала стоит обратить внимание на историю изучения феномена жестокости в целом. Начиная с того момента как Каин убил Авеля, человечество познает первый опыт насилия, акт жесткости. Перелистнув несколько страниц истории, мы увидим, что человеческая жестокость становится объектом развлечения – гладиаторские бои в древнем Риме. И так почти на протяжении всей истории человечества, жестокость является повседневным (обыденным) явлением, начиная от разного рода войн и заканчивая проявлением на бытовом уровне.

Рассматривая такой вопрос как проявление жестокости в детской среде, считаю необходимым начать с трактовки самого понятия жестокость и тут стоит отметить тот факт, что как термин, понятие жестокость, используется не так часто в разного рода сферах человеческой деятельности, как в криминологии или связанных с законом и правами людей направлениях. Нам же интересна психологическая составляющая данного явления или проявления.

Жестокость – это аффективно (эмоционально) волевая установка, стоящая в тесной связи с агрессивностью. (Большая медицинская энциклопедия). Почему именно определение из медицинской энциклопедии, поскольку в принципе для условно нормального человека в обычный день, такое проявление в поведении не допустимо, общественное мнение и нормы, законы в конце концов, являются сдерживающими факторами.

Таким образом данное проявление может являться своеобразным отклонением (социальные нормы, психические), в виду травмы как физической, так и психологической, а травмы – это все стрессы, приводящие к аффекту. Стресс и последующее растущее напряжение, являются основой жестоко поведения.

Как правило, начинается все с отрывания крыльев у насекомых или «препарирования» лягушек и прочих мелких существ, но не всякий раз когда ребенок ведет себя таким образом, означает что он получает удовольствие от своих «жестоких» действий, отрывание крыльев и так сказать «препарирования», скорее всего являются элементами ведущей деятельности (игровой), а так же и любопытство, ребенок познает окружающую его действительность посредствам игровой деятельности, которая является ведущей в период дошкольного возраста, поэтому одна из основных задач родителя быть во все внимании и на случай если чадо решил «полюбопытствовать», мучая насекомое и любое другое живое существо, необходимо предотвратить данный процесс и в дальнейшем провести профилактические меры – путем объяснений через: сказки, игры с сюжетом и другими способами подходящими в период игровой (ведущей) деятельности, с уклоном на миролюбие и гуманизм.

Период дошкольного возраста проходит быстро – детский сад позади и вот она школа. Ребенок достаточно развился как качественно (психически) так и количественно (физически), а в месте, с тем подход к познанию и реагированию на окружающую действительность, скорее всего тоже изменились. Игровую деятельность сменяет, учебная и в определенном понимании ребенок в большей степени начинает быть предоставлен сам себе – появляются дополнительные интересы и увлечения, которые по мере взросления, как правило вытесняются другими, новыми. Каким образом будет вести себя ребенок с окружением в границах школы, во многом зависит от того что заложено в те ранние годы воспитания.

А теперь перейдем к разновидности жестокого поведения в детской среде, которое проявляется в период школьного обучения и в границах школы, как «буллинг» и «моббинг».

Буллинг (англ. Bullying, от bully – хулиган, задира) – это систематически повторяющееся насилие или травля со стороны одного (школьника) или группы (школьников) в отношении отдельно взятой личности (школьника), который не в силах за себя постоять («дать отпор»).

Так же, буллинг – это вид психологического террора (насилия), цель которого – затравить, вызвать страх, унизить, подчинить. Как правило в подобном случае к жертве буллинга применяются различного рода воздействия в виде: унизительных кличек, регулярных насмешек – стишки и «кричалки», повреждение вещей – одежда, учебные принадлежности и прочее, физической агрессии – толчки, подножки, пенки, избиения, принуждения к действиям оскорбляющим достоинство, распространением лживой информации о жертве по средствам сплетен, а также по средствам социальных сетей и мессенджеров (кибербуллинг).

Моббинг (англ. Mob – толпа) – это такая форма психологического насилия, которая проявляется в виде коллективной (массовой) травли.

Моббинг в стенах школы – разновидность эмоционального (психологического) насилия, когда большая часть класса или же целый класс начинает «вытеснять» одного ученика по средствам регулярного унижения и издевательства (действия по сути у исполнителей те же что и в буллинге), используя: придуманные обвинения, втянуть обманным путем в ситуацию и за тем шантажировать, унизительные клички, регулярные насмешки, изолировать жертву – объявить бойкот, повреждение вещей – одежда, учебные принадлежности и прочее, распространением лживой информации о жертве по средствам сплетен, а также по средствам социальных сетей и мессенджеров (кибермоббинг).

В обоих случая есть лидер (ядро), которым может быть как один, так и несколько человек и стоит добавить, что в мире имеются случаи, когда лидерами таких групп являются даже учителя, а также и сами становились жертвами.

Очевидно, что у «буллинга» и «моббинга» много схожего и тут напрашивается вопрос, чем «буллинг» отличается от «моббинга»? Смысл в том, что в «буллинге» преследователем может быть, как один ученик который имеет физическое превосходство, определенного рода авторитет или несколько (группа) учеников которые превосходят уже количественно и применяется в основном физическое воздействие (избиения). А в «моббинге», уже преследователи – это группа учеников, численность которой начинается от весомого большинства до целого класса (включая учителя) и в основном издевательства носят психологический характер и физическое воздействие, здесь может проявится только как порча имущества, без свидетелей.

В общем понимании у жестокости есть причины и в первую очередь надо отметить, что недостаток нравственной и психологической культуры в обществе, являются базовыми причинами, которые объясняются все возможными факторами: войны, преступность, социальное неравенство, терпимое (толерантное) отношение к насилию и невежеству, а также их пропаганда в различного рода СМИ и интернет ресурсах, слабость законов или же вовсе их бесполезность в сфере защиты прав человека.

Распространенными причинами «буллинга» и «моббинга» в границах школы становятся: использования родителями методов физического и иного, агрессивного вида наказаний; нарушение детско-родительских взаимоотношений; отсутствие эмоционального контакта ребенка с родителями; профессиональное выгорание учителей; трудности с организацией школьного порядка; заниженная самооценка; подражание агрессивному поведению; недостаток опыта разрешать конфликты, а также выражать себя и ставить адекватные цели.

Опасность «буллинга» и «моббинга» заключается в том, что его жертвами могут стать любые дети, но скорее всего те которые отличаются от остальных: более уязвимы – физические недостатки, болезнь; более искренние – доверчивые, наивные; отстающие или преуспевающие – в учебе, в спорте, в моде и прочих увлечениях и интересах. Вместе с тем перечисленное может быть предлогом для ребенка с повышенной агрессией просто сорвать ту злость, которая накопилась, скорее всего, по определенным причинам и насладится страданиями другого от чего потенциальной жертвой может стать первый попавшийся.

Не все дети рассказывают своим родителям, о проблемах которые им приходится испытывать в школе и тревожным сигналом в поведении должно вызвать следующее: нарушение режима сна, возможно бессонница; резкая потеря или набор веса, проблемы с пищеварением; замкнутость, избегание разговоров на тему школьной жизни; соматические проявления, тики, заикания; агрессивность или наоборот слезливость;

В случае, когда удалось установить, что ваш ребенок стал жертвой «буллинга» или «моббинга», необходим примерно такой алгоритм действий:

  1. Аккуратно попытаться поговорить с ребенком по данной проблеме, выяснить подробности, попробовать дать совет (рекомендацию) как вести себя в этой ситуации. На ребенка нельзя давит, упрекать или обвинять;
  2. Сообщить директору школы, поговорить с классным руководителем. Разбираться самим с одноклассниками не стоит, можно сделать только хуже;
  3. Обратится к детскому психологу (можно и к школьному), профессиональная помощь необходима;

В случаях, когда такой алгоритм не срабатывает, можно обратиться в правоохранительные органы, привлечь отделение по делам несовершеннолетних, привлечь к ответственности родителей ребенка или тех детей, которые являются участниками группы, а также по возможности поменять школу.

Для профилактики «буллинга» или «моббинга» в школе должны быть организованы регулярные диагностики на выявления подобных случаев – наблюдение, опросы, беседы, тестирование, внимательнее следить за поведением детей, как на уроках, так и на переменах, проводить классные часы поясняя на них всю опасность последствий, «буллинга» или «моббинга», уделять больше внимание миролюбию и гуманности.

вперёд > < назад