ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. (ЧАСТЬ 1)


В начале исследования специалистами учреждения была обозначена гипотеза, задачи и этапы предстоящей работы. Были поставлены следующие задачи данного исследования в учреждении:

- Проанализировать опыт социально-педагогической помощи воспитанникам в подготовке к самостоятельной семейной жизни.

- Обосновать и проверить эффективность форм и методов социально-педагогического взаимодействия в работе по подготовке воспитанников стационарных учреждений к самостоятельной семейной жизни.

Первый этап опытно-экспериментальной работы был подготовительным. На данном этапе работы изучалась литература для проведения эксперимента. По материалам разработана социально-педагогическая модель подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни. Были отобраны воспитанники, с которыми осуществлялась социально - педагогическая работа в Центре. Далее осуществлялся подбор диагностик и методик, которые использовались для проведения исследования. Подготовлен необходимый материал для проведения работы с испытуемыми.

Второй этап — основной (констатирующий и формирующий эксперименты). Он включал в себя основной объём работы. На данном этапе проходила реализация основных путей совершенствования подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни. Нашли применение такие формы работы, как: тренинги, индивидуальные и групповые консультации, ролевые игры, беседы, рассказ воспитателя (о своём детстве, о своих первых книжках, о составе своей семьи, и т.), семейные чтения, семейные вечера на выбранную тему, практические занятия, дискуссии, решение и анализ ситуаций, семейные походы, экскурсии, анкеты, тесты.

Третий этап — заключительный. На этом этапе сделан анализ проведённой работы, литературная обработка текста.

Итак, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, звучала так: предполагается, что качество социально – педагогической подготовки воспитанников стационарных учреждений к самостоятельной семейной жизни повышается, если данный процесс целенаправленно моделируется и реализуется. Создание модели составляют цели, задачи, принципы формирования модели подготовки воспитанников.

Исследование проводилось на базе ГБУ ЦССВ «Наш дом» территория «Молодая гвардия» города Москвы. В исследовании приняли участие воспитанники, проживающие в учреждении.

На этапе констатирующего эксперимента внимание было уделено анализу проблем и затруднений, имеющихся у воспитанников по вопросу готовности к данной проблеме. Для выявления проблем были взяты за основу: карты наблюдения по выявлению коммуникативных навыков у воспитанников, анкета для педагогов, анкеты для воспитанников, «карта наблюдений Стотта».

Кратко остановимся на характеристике используемых в исследовании приёмах и методиках.

Эмпирический уровень состоит из наблюдений за явлениями, накопления и отбора фактов, установлением связей между ними. На теоретическом уровне раскрывается внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений, их взаимодействие и обусловленность. К методам теоретического уровня относят: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование и другие.

Методы опытно-экспериментального исследования включали в себя тестирование, наблюдение, беседы, опрос, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты.

К одному из методов в работе по выявлению проблем, связанных с подготовкой воспитанников можно отнести метод наблюдения, который позволяет получить важную диагностическую информацию.

В проводимом исследовании наблюдение применялось на индивидуальных консультациях, беседах для сбора первичной информации об изучаемом объекте. Задача наблюдения в — это выявление проблем во взаимодействии с педагогами и сверстниками. Эмоциональные реакции ребёнка, на выполнение поставленной задачи, высказывания, поведение дали дополнительный материал для выявления затруднений в формировании у воспитанников представлений о семье и её значении в дальнейшей самостоятельной жизни. Применение метода опроса с его ведущей формой – анкетирование позволило раскрыть отдельные стороны решаемой проблемы. Таким образом,опрос — метод получения первичной информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Беседа, опрос, анкетирование в данном исследовании осуществлялись с воспитателями и воспитанниками для выяснения мнений по изучаемой проблеме и подбора воспитательных мероприятий по формированию навыков самостоятельного жизнеустройства воспитанников.

вперёд > < назад