ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


В социально-педагогической работе специалистов на базе ГБУ Цент социальной помощи семье и детям «Измайлово» отделения дневного пребывания используются два комплекса социально-педагогических диагностических методик, которые, в свою очередь, основополагаются на основные диагностические методы. Каждый комплекс включает в себя методики социально-педагогической диагностики интеллектуального развития и развития эмоций дошкольника. Каждая из комплексных социально-педагогических диагностик интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольников будет проведена на этапе формирующего эксперимента данного исследования, в рамках развивающей программы для детей дошкольников «Капитошка».

Для апробации комплексных диагностик интеллектуального и эмоционального развития дошкольников специалистами Центра была подобрана целевая группа детей, численностью 8 человек. В составе группы 3 мальчика, двое из которых являются детьми с инвалидностью, и 6 девочек. Все диагностические методики оценивались в баллах, по 5 бальной шкале.

Комплексная диагностика интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста №1 состоит из таких методик, как

«Нелепицы»; «Заплатки»; методика нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация); методика «Найди закономерность»; «Что в начале, что потом» (А.Н. Бернштейн); «Найди отличия»; цветовой тест эмоциональных состояний; методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова).

Комплексная диагностика интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста №2 включает в себя методику исследования словесно-логического мышления (по Й. Ерасеку); методику «Четвертый лишний» (по Е.Л.Агаевой); методику «Классификация по заданному принципу»; методику «Разрезные картинки»; методику «Назови одним словом»; методику «Последовательность событий. Составление логически связанного рассказа».

Комплексная социально-педагогическая диагностика развития эмоций у дошкольников в экспериментальной группе содержит в себе следующие методики: проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), цветовой тест эмоциональных состояний.

Выбор определенных диагностических инструментов представляет собой одну из наиболее трудных задач в практической деятельности педагога-исследователя. При выборе инструментария для диагностики специалисты Центра опираются на индивидуальное содержание проблемы тестируемого, которую должен решить исследователь. В этом плане важен смысл диагностики для каждого участника диагностического процесса, ее конечный результат, возможность принимать рекомендации и готовность следовать им. Данный выбор комплексных социально-педагогических диагностик интеллектуального развития и развития эмоционального, обусловлен необходимостью более полного и всестороннего обследования интеллектуального и эмоционального развития дошкольника в экспериментальной группе в процессе апробации развивающей программы «Капитошка». Благодаря обширному количеству диагностических методик, в основу которых положены основные диагностические методы, специалисты Центра могут определить наиболее эффективный диагностический метод.

Специфика работы с детьми данного возраста заключается в том, что обучение, развитие и воспитание носит целостный характер. Развивающие программы для детей данного возраста в отличие от школьных программ включают в себя содержание, связанное с обучением, и содержание, связанное с организацией жизнедеятельности в социуме. Развивающая программа для дошкольников «Капитошка» направлена на достижение приоритетной цели в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка в социуме и образовательном учреждении. Направленность данной программы носит социально-педагогический характер. Уровень освоения программы - общекультурный.

Актуальность программы заключается в том, что освоение её поможет детям подготовиться к увеличивающимся нагрузкам, связанными с началом учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения. Также, в условиях учреждения социального обслуживания, данная программа поможет семьям с детьми компенсировать недостаток обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Данная программа, разработанная специалистами учреждения, направлена на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к обучению, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к обучению.

Педагогическая целесообразность программы состоит в развивающем обучении детей на этапе подготовки к школе с учётом потребностей и возможностей детей данного возраста, в формировании социальных черт будущего школьника, необходимых для дальнейшего обучения.

Таким образом, подготовка к школе носит скорее не обучающий, а развивающий характер.

Целью программы является развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности дошкольника, позволяющее ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть программой обучения. Программа рассчитана на 1 год обучения (сентябрь-май, 33 недели) -396 часов в год.

(из опыта работы ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Измайлово» отделения дневного пребывания)

вперёд > < назад