Педагогические условия ресоциализации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре


Изучение многочисленных систем, технологий, явлений в современной науке связано с определением условий их эффективного функционирования. «Условие  то, от чего зависит нечто другое, что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса [12, с. 469]. Таким образом, под педагогическими условиями мы будем в дальнейшем понимать внешние обстоятельства, которые позволяют достигать более высоких результатов в осуществляемой деятельности.

Анализируя опыт работы социальных учреждений для различных категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации  мы пришли к выводу, что такими педагогическими условиями будут:

-        создание развивающей среды, стимулирующей личностную активность и обеспечивающей субъектное благополучие ребенка в различных видах жизнедеятельности;

-        реализация многопрофильной программы формирования у воспитанников жизненных умений и навыков, базирующейся на потенциалах продуктивной деятельности;

-        воспитатель (специалист) умеет строить свою профессиональную деятельность на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных социально-педагогических технологий.

Следовательно, первое педагогическое условие опирается на потенциалы среды. Термин «среда» в философии рассматривается с двух позиций: 1) окружающий мир, как пространство и материал для развития, с помощью которых индивид прокладывает себе путь прямо или окольно; 2) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов [12, с. 435].

В педагогике среда – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности [3, с. 10].

Среда жизнедеятельности – это окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с ним общностью этих условий [11, с. 294].

Таким образом, ребенок под влиянием среды физически, умственно и нравственно изменяется, становясь личностью.

Среда является объектом высокой мерности и уровневой иерархии. Именно этот факт предопределяет необходимость в педагогическом исследовании среды выделять следующие уровни рассмотрения данного феномена: социокультурный; социально-педагогический; организационно-педагогический; психолого-педагогический [7, с. 2, с. 4].

Из выше изложенного следует, что социальная среда – это специально, сообразно с социально-педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности человека, направленная на формирование его отношений к миру, другим людям (М. И. Рожков). Применительно к ресоциализации – это путь опосредованного управления процессами коррекции жизненного опыта воспитанников и восстановления их позитивных взаимоотношений с окружающими.

Воспитательную среду Н. М. Борытько, Ю. С. Мануйлов, Н. Е. Щуркова и другие авторы предлагают рассматривать как совокупность предметно-пространственного (обустройство помещений, двора, символика учреждения, образность интерьера), поведенческого (традиции, обычаи, нормы этического порядка, правила взаимоотношений), событийного (совместные дела, совокупность обстоятельств, вызывающих эмоциональное отношение к происходящему), информационного (наличие различных источников получения человеком информации) окружений.

Таким образом, реализация первого педагогического условия предусматривает создание развивающей среды, стимулирующей личностную активность и обеспечивающей субъектное благополучие ребенка в различных видах жизнедеятельности, которая находит свое выражение в комфортности пространственного окружения несовершеннолетнего, в продуманности, допустимой насыщенности и позитивности поведенческого и событийного окружения.

Второе педагогическое условие предусматривает использование многопрофильной программы, которая опирается на специфичность состава детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, характер их проблем и затруднений, степень дезадаптированности каждого.

Исходя из того, что процесс ресоциализации предусматривает не только индивидуальные формы педагогического влияния, но и групповые, естественно, необходимо при его создании учитывать особенности обучения и воспитания в разновозрастных группах, которые являются самыми многочисленными, формируются в учреждениях, выполняя разнообразные образовательные и воспитательные функции, обеспечивая успешную социализацию детей и подростков.

Воспитание и обучение в разновозрастных группах при правильном педагогическом обеспечении создает благоприятные условия для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка, самореализации детей и формирования у них

Третье педагогическое условие предусматривает тот факт, что воспитатель (специалист) умеет строить свою профессиональную деятельность на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных социально-педагогических технологий. Оно базируется на том, что воспитание и ресоциализация осуществляются в ходе активного социального взаимодействия взрослых и детей в сфере их совместного бытия, результатом чего является духовное взаимообогащение, доверие, готовность к совместной деятельности.

По словам В. А. Петровского, позиция воспитателя как Взрослого основывается на правиле  «трех П»: «Воспитывающий взрослый строит свое общение с ребенком на основе понимания, принятия и признания» [10, с. 8]. Понимание означает умение видеть ребенка  «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка. Принятие означает безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того, радует он педагога в данный момент своими условиями, поведением или нет. Признание - это прежде всего право ребенка на решение тех или иных проблем, по существу, это право быть Взрослым.

Взаимодействие педагога с воспитанниками в позиции понимающего, принимающего и признающего их Взрослого является условием развития Взрослого  в ребенке [10, с. 54], их ресоциализации.

Поэтому становится очевидным, что для построения понимания необходимо использование, как минимум, эвристической беседы, диалога. Иными словами, понимание выстраивается только в коммуникации, оно всегда опосредовано интерпретацией, прошлые смыслы оживляются в этих актах интерпретации, наделяются новым смыслом, поскольку акты межличностного взаимодействия создают новые возможности для анализа прошлого. Только в ходе коммуникации достигается интерсубъективность значений, которая имеет статус, отличный от модальности оценок и мнений, - статус общезначимости [10, с. 66].

Образцом выступает само поведение взрослого как совокупность его умений вести себя в условиях конкретной среды, его навыков регулировать свое отношение к себе и миру в соответствии с принятыми в обществе, семье, социально-реабилитационном центре нормами.

Образцами для ресоциализации становятся и те ситуации, в которых находят отражение поступки уважительного отношения к ближним, другим людям, к Родине, дети учатся созерцать человеческие судьбы, воспринимать сложности окружающего мира, естественность испытаний, важность усилий, пути достижения успеха.

Таким образом, успех ресоциализации будет достигнут, если в социально-реабилитационном центре будет создана здоровая развивающая среда, в которой господствуют отношения, подобные семейным, предоставляющим возможность роста для воспитанников через музыку, танец, рисование, сказку, лепку, конструирование, игру, труд, позволяющим им выразить свой внутренний мир, разнообразить способы выражения своего душевного состояния.

Комплексное, целевое и одновременно адресное использование совокупности мер воздействия  на ребенка, среду его обитания в социально-реабилитационном центре в интересах повышения уровня безопасного развития ребенка, благополучного проживания трудностей, восстановления необходимо для нормальной интеграции знаний, умений, навыков.

Выше обозначенные социально-педагогические технологии помогают улучшить показатели социального развития несовершеннолетних, так как обеспечивают установление эмоционально-личностного контакта со взрослыми, создают предпосылки для приобретения навыков коллективной деятельности, формирования готовности к самостоятельным действиям, в том числе в игровых ситуациях.

 

Библиографический список

  1. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Прихожан А. М. и др. Младший школьник: Развитие познавательных способностей.  М., 2003.  358 с.
  2. Карпова И. А. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных детей в условиях социального приюта: Дис. …канд. пед. наук.  М., 2005.  179 с.
  3. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь.  М., 2000. 176 с.
  4. Колесникова Н. Б. Педагогические основы формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук.  Самара, 1999. 20 с.
  5. Копыл А. Н. Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости в общеобразовательной школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук.  Ставрополь, 1999.  38 с.
  6. Менг Т. В. Средовой подход в решении актуальных задач современной школы // Исследования школьного образования (педагогический аспект) / Под ред. А. П. Тряпициной.  СПб., 2006.  92 с.
  7. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. 410 с.
  8. 8.                Педагогические технологии: методические рекомендации / Сост. А. П. Чернявская.  Ярославль, 2002.  52 с.
  9. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников.  2003.  №4. 32 с.; № 5. 27 с.
  10. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н. Л. Селивановой.  М., 2001.  284 с.

11. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М., 2002. 368 с.

12. Философский энциклопедический словарь.  М., 2002.  576 с.

 Шапошникова Т.Д. Педагогические условия ресоциализации несовершеннолетних в реабилитационном центре/ Альманах современной науки и образования, Издательство «Грамота». №1 (56) 2012. 

вперёд > < назад