ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Крикун А. А.

Одной из ключевых задач, которые стоят перед органами местного самоуправления и перед нашей страной, считается повышение эффективности муниципального управления. Данная проблема считается актуальной на сегодняшний день, так как уровень благосостояния общества и жизни находится в зависимости от того, насколько эффективно муниципальное управление. Именно поэтому анализ методов повышения эффективности муниципального управления считается важным условием для построения модели эффективного муниципального управления. Очень важно знать тонкости и особенности критериев оценки и показателей деятельности органов местного самоуправления для того, чтобы правильно оценить состояние муниципального управления в современных условиях.

Эффективность муниципального управления - это результат деятельности органов местного самоуправления, отражающаяся в различных показателях муниципального образования и в управленческой деятельности муниципальных органов, имеющих качественные и количественные характеристики. Благодаря состоянию, которое находится в муниципальной собственности средств местного бюджета, муниципальному управлению необходимо создать условия для обеспечения самодостаточности личности, малого бизнеса,  социально-ориентированных некоммерческих организаций, домашнего хозяйства.

Для того, чтобы местному самоуправлению добиться поставленных целей, органам местного самоуправления следует организовать управление таким образом, чтобы получился очень неплохой результат. Управленческое решение считается центром управления. Это решение является определенными идеями, которые формализованы в муниципальном правовом акте. Решение, реализующееся достаточно эффективно – это успешное решение. Эффективность является способностью оказывать действие, приносить эффект.  В замкнутом пространстве орган власти невозможен. Он должен быть внешне очень эффективным, когда соприкасается с внешней средой. Именно в этом и заключается его успешное функционирование.

Под результатом управления, а именно «вмешательством» в ключевые процессы, которое предполагает изменение формы, характера, свойств и условий, которые обеспечивают формирование и реализацию потенциала личности, бизнеса, некоммерческого сектора, домашнего хозяйства понимают эффективность муниципального управления. Результаты не всегда можно увидеть сразу, эффект может носить краткосрочный характер.

Тем не менее  -  это одно из важнейших направлений работы местных органов власти, которое требует постоянного контроля. Пользователь, который владеет информацией, может отслеживать улучшение или ухудшение дел, если эффективность оценивать в динамике.

Оценке результата муниципальных служб следует содержать и показатель качественного воздействия на население, которое пользуется услугами. Это представляет собой значительную сложность. При выборе критериев оценки результата деятельности муниципальных служб, очень важным является определение конечных, с точки зрения служб, единиц.

Критерии, которым должны соответствовать выделяемые единицы:

−условно простой и достоверный учет;

−достаточная однородность;

−незначительное изменение со временем;

−возможность отражать качественные характеристики;

−отражение основных, выполняемых службой, работ.

Право органов местного самоуправления оказывать поддержку социально ориентированным НКО закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Органы местной власти помогали таким организациям и раньше. Статус исполнителя общественно полезных услуг дает социально ориентированной НКО право на поддержку органов государственной власти и местного самоуправления на особых условиях.

Законодатель установил, что социально ориентированные НКО – исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Финансовая поддержка будет предоставляться на срок не менее двух лет (п.5ст.31.1. Закона № 7-ФЗ). Также возможна имущественная поддержка. Орган государственной власти или местного самоуправления имеет право передать НКО имущество во владение или пользование на срок не менее двух лет (п.6 ст. 31.1. Закона № 7-ФЗ).

В Послании Федеральному Собранию Президент РФ не раз заявлял о максимальной возможности передачи отдельных функций органов государственной власти и местного самоуправления на исполнение общественности и формировании условий, чтобы часть средств региональных и муниципальных программ направлялись социально-ориентированным НКО.

В ходе заседания Наблюдательного совета АСИ под председательством Владимира Владимировича Путина, с целью развития частно - государственного партнерства, Президент акцентировал внимание на такое направление работы  в последующие годы, как расширение возможности для деятельности негосударственных организаций в сфере дошкольного, дополнительного образования и детского отдыха через активное сотрудничество и взаимодействие с муниципалитетами в разрешении социальных вопросов, снижении социальной напряженности среди населения и расширению спектра социальных услуг.

В заключении хотелось бы сказать, что муниципальное управление является деятельностью органов местного самоуправления, которая направлена на общественные интересы, которые реализуются в определенных законом формах.

Первый заместитель главы АП Вячеслав Володин, выступая на семинаре для региональных чиновников, кинул клич в стан руководителей городов: «Там, где они могут лучше выполнить работу, чем бюджетные учреждения, задействуйте НКО». Ранее на форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» Владимир Путин призвал создавать максимально комфортные условия для социально ориентированных общественных организаций. «Обществу должно быть известно как можно больше об их работе. Многое здесь зависит от СМИ, но и сами некоммерческие структуры должны демонстрировать результаты работы». В Послании Федеральному Собранию Президент РФ не раз заявлял о максимально возможной передаче отдельных функций органов государственной власти и местного самоуправления на исполнение общественности.

По словам зав.кафедрой государственного и муниципального управления ШЭМ ДВФУ Екатерины Володарской, передача части полномочий муниципалитетов «третьему сектору» — явление в мире не новое. Подобная практика реализуются в США, ряде стран Евросоюза (Великобритания, Дания). НКО наделяются комплексом прикладных функций, которые ранее находились в ведении органов исполнительной власти. Как правило, это социальная опека, образование, просвещение, культура, массовый спорт.

С 1 января 2017 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Они дают социально ориентированным НКО право получить статус исполнителя общественно полезных услуг.

Правительство РФ утвердило перечень показателей для расчета рейтинга субъектов РФ по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных НКО и социального предпринимательства (распоряжение от 19 июля 2017 г. № 1284-р). На рейтинг региона повлияет, в частности, доля муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы по поддержке социально ориентированных НКО. 

Также в число показателей вошла доля муниципальных районов и городских округов, которые содействуют развитию социального предпринимательства в рамках муниципальных программ по поддержке малого и среднего бизнеса.

Правительство рекомендовало регионам ежегодно не позднее 15 мая предоставлять Минэкономразвития значения показателей. Составлять рейтинг регионов будет Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Совместно с общероссийскими объединениями предпринимателей агентство не позднее 1 октября представит в Правительство РФ результаты анализа рейтинга.

Чем больше муниципалитетов поддерживает НКО, тем выше рейтинг субъекта РФ

вперёд > < назад