ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. (ЧАСТЬ 2)


Проанализировав проведённую комплексную диагностику воспитанников и педагогов специалисты учреждения пришли к выводу, что воспитательную работу по формированию у детей интернатных учреждений, представлений о семье и роли родителей стоит начинать как можно раньше. С самого начала попадания ребёнка в учреждение параллельно с реабилитационной работой должна вестись работа по выявлению у ребёнка образа родителя, представление образов внутрисемейных отношений на примерах образов, запечатлённых в литературе, фильмах, мультфильмах с последующим обсуждением.

Проводить разъяснительные беседы, ролевые игры, и тренинги для эффективности усвоения той или иной роли с использованием реальной ситуации в ходе работы над формированием образа родителей.

В диагностической работе с воспитанниками, для успешного достижения результата, важно выстроить с ними доверительные отношения, которые будут способствовать положительной динамике по формированию мотивации.

Дети, поступающие в детский дом, имеют разную степень подготовленности к школе и уровня учебной мотивации, что часто служит залогом успеха и или неуспешности в учебе. Педагогом – психологом была выбрана методика Тест «Карта наблюдений Стотта» для выявления трудностей адаптации ребенка в школе, агрессии и негативных эмоций, уровня тревожности, дает возможность получить картину эмоционального состояния ребенка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни.

В ходе формирующего эксперимента применялись разнообразные формы и виды психолого-развивающей и воспитательной работы, направленные на уменьшение страхов, и повышение уверенности в себе, на снятие агрессии и снижение негативных эмоций, на развитие умения чувствовать настроение других и сопереживать окружающим.

Еще с детства начинается воспитание будущего семьянина, что требует особенного подхода в условиях детского дома, где находятся дети, не имеющие опыта жизни в семье или имеющие негативный опыт. Проживание детей в группах - семьях ставит перед коллективом Центра непростую задачу – формирование семейных понятий и ценностей в подготовке воспитанников к самостоятельной семейной жизни. Для выполнения главной задачи специалистами учреждения была разработана программа «Воспитание семьянина» с цель формирования знаний, умений и навыков, необходимых для создания собственной семьи. Основные направления программы: развитие личности; формирование здорового образа жизни; нравственно-правовое воспитание, гражданское воспитание; ведение домашнего хозяйства; этика и психология семейной жизни; половое воспитание; трудовое воспитание; экологическое воспитание;личностное самоопределение.

Таким образом, для успешной интеграции воспитанников к жизни в социуме разработаны эффективные пути подготовки к самостоятельной семейной жизни, которые реализуются в Центре содействия семейному воспитанию. С целью формирования у воспитанников всесторонних представлений о семье, её значении в жизни человека нашли применение такие формы работы, как: карты наблюдений, анкетирование, план индивидуально-профилактический работы и др. Данное исследование проходило на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. Это позволило обосновать и проверить эффективность социально-педагогической модели подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни.

вперёд > < назад