КАК НАУЧИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ ДЕЛАТЬ СЛОЖНЫЕ ВЕЩИ


Т.Д.Шапошникова, канд.пед.наук

Вы когда-нибудь задумывались о том, как научить своего ребёнка делать сложные вещи? Вы объясняли им, что такое страх? Как им жить уверенно, преодолевая трудные вещи?

Наша жизнь полна трудностей… Научиться ходить – сложно. Преодолеть все возрастные кризисы – сложно. Научиться становиться хорошим супругом, родителем – трудно, очень трудно.

Наш мозг функционирует благодаря сети нервных волокон (включая нейроны). Когда человек действует на грани своих умственных или физических возможностей, в затруднительных ситуациях, совершает ошибку за ошибкой, исправляет их, движется дальше и допускает новые промахи, постоянно продвигаясь вперед в освоении трудного материала, то создаются «супер-пупер-связи». Благодаря этим связям, люди достигают поразительных успехов. Исследователи обращают внимание на «желательные трудности», напоминая, что мозгу необходимо решать трудные задачи.

Помните популярную фразу: «Наш девиз – не бояться трудностей»? Так почему бы нам не подготовить наших детей к тому, чтобы они хорошо справлялись со сложными вещами? Не бойтесь помогать детям, просто со временем сокращайте объём помощи. На своём примере дайте ребёнку понять, что совершать ошибки – это нормально. Рассказывайте о своих промахах, признавайтесь, что чего-то не знаете, говорите о чувствах и просите ребёнка делиться эмоциями.

Главное, помните одно, чтобы ребёнок не боялся трудностей, мы должны любить детей безусловной любовью, принимать их чувства и не критиковать. Развивайте эмоциональный интеллект ребёнка, чтобы он стал ментально стабильным и сильным и смог справиться с любыми сложностями.

Я постаралась сгруппировать, что считаю важным, в несколько практических советов:

  1. Найдите оптимум мотивации.

Это такой уровень мотивации, при котором деятельность совершается наиболее успешно, т.е, состояние, в котором человек полностью включен в свое дело и поглощен им. Поэтому, дело, стоящее перед человеком не должно быть слишком легким, и не должно быть слишком сложным, иначе он станет ощущать тревогу. Если видите, что ребёнку скучно, усложняйте задание. Если он испытывает страх неудачи, то упростите или разбейте на этапы.

  1. 2.     Выражайте одобрение.

Наш дом – это тренировочная площадка для жизни. Это место, где наши дети любимы, несмотря ни на что, место, где их ценность не зависит от производительности, и самое безопасное место для них, чтобы споткнуться и упасть и узнать, что нужно, чтобы попробовать снова.

Создайте в семье доброжелательную атмосферу, в которой не страшно ошибиться. Легкая, поддерживающая обстановка, где к неприятностям относятся с юмором, вот что раскрепощает и придает уверенности в собственных силах. Вы можете практиковать тяжелые вещи и дома.

Пусть ребёнок сложит свою одежду, помогает дома вытирать пыль, пусть он пропалывают клумбы, научите их убирать на кухне, подметать ступени и мыть окна. Конечно, задачи будут расти с возрастом. Все это требует усилий и надзора с вашей стороны, но постепенно он начнёт понимать ценность тяжелой работы и выполнения сложных задач.

Если надо, помогите ему, но не лишайте его радости достичь успеха и услышать слова похвалы из ваших уст.

  1. Вводите дополнительные мотивации.

Не стоит ждать от ребенка особого терпения и труда в тех занятиях, которые он считает занудными. Вы можете рассказывать про волю, про Суворова, который перебрался через Альпы. Это полезные и вдохновляющие беседы, но не всегда они помогут добить третью строчку прописей. Иногда гораздо лучше ввести дополнительную мотивацию: игровую, соревновательную, посулить призы. Например, когда мы с внучкой гуляем в  музейном зале, мы всегда что-то ищем, а когда она находит объект поиска…, то в её записной книжке появляется еще одна волшебная наклейка.

В будущем прогресс в каком-то деле сам по себе будет достаточным стимулом продолжать.

  1. 4.     Не говори, что это легко.

Нам часто кажется, что сообщая ребенку о легкости задачи, мы подбадриваем его. На самом деле, завязывать шнурки - не уж такое элементарное дело, особенно когда ты берешься за него впервые. Дети склонны делать странные выводы из наших брошенных фраз.

В итоге, малыш может решить, что он совсем никудышный, раз такая простая задача превращается у него в проблему и морской узел. Сообщите, что вы понимаете, насколько трудным может быть первый раз сделать это, но вы в него верите, и станете помогать по мере сил. Поставьте акцент на том, что вы вместе старались, и все получилось. А в следующий раз ему вновь удастся одолеть коварные шнурки. Ведь от здоровой самооценки зависит безопасность отношений вашего ребёнка в будущем.

Когда дети становятся старше, можно беседовать с ними о тяжелых жизненных вещах, потому что они никогда не уходят волшебным образом. Мы говорим об оплате счетов и налогов, мы говорим о несправедливом или недоброжелательном отношении к нам. Мы рассказываем о своей работе, её трудностях, с которыми приходится сталкиваться и как мы их преодолеваем.

  1. Давайте ребенку возможность действовать самостоятельно.

Это очень важно, особенно в период трехлетнего кризиса, когда малышу необходимо убедиться, что он может проявить себя и сам без мамы. Бывает невыносимо наблюдать, что может выделывать ребёнок в нелепых попытках самостоятельно надеть комбинезон. Помните, в долгосрочной перспективе привычка все делать за ребенка сыграет злую шутку, и может даже привести к форме выученной беспомощности: когда без мамы в себя не веришь и браться ни за что не хочешь.

Постарайтесь выводить их из зоны комфорта. На улице, в общественных местах. Наблюдение за тем, как наши дети справляются со сложными вещами, дает нам возможность научить их, как правильно реагировать. Поэтому, дайте ребёнку действовать самостоятельно.

  1. Играйте в ролевые игры и игры по правилам.

Ведущая деятельность дошкольника - игра. Именно в игре легко тренировать волю, особенно если тебе досталась роль часового, стоящего на границе в военное время или волшебницы, которая охраняет замок от ведьм. Родителям можно организовать настольную игру. Дети, которые на развивающем занятии сползают под парту после 10 минут работы, больше часа могут просиживать над картой и усердно считать добычу руды для своего поселения.

  1. Становитесь волевым человеком сами.

Личный пример родителя самый важный фактор в развитии личности, в отличие от советов из интернета. Не сдавайтесь, если все валится из рук, проявите упорство в достижении цели.

 

Я не учила свою дочь кататься на велосипеде. Вернее сказать, дала мужу возможность участвовать  на первом этапе обучения. Муж держал за сиденье, помогал удержать равновесие, пока она балансировала, а потом, когда он ушёл на работу, я … отпустила сиденье и дала ей независимость. И я понимала, что это решение  было очень трудным для меня, однако теперь вижу, как это помогает её в жизни.

Это воспитание детей.., это обучение детей.., это подготовка детей к встрече с трудностями, умению преодолевать их, находить выход из любой ситуации.., и это сложно.

Когда же в вашем доме царит любовь и понимание, умение принимать и поддержать другого -  это работает.

 

вперёд > < назад