КЛУБНАЯ РАБОТА


(из опыта работы специалистов ТЦСО «Новогиреево»)

Эффективная помощь может быть оказана только, когда она включена в комплексную модель помощи семье и детям. Это позволяет привлекать к работе различные категории семей, переживающих кризисные ситуации. В практике социально-психолого-педагогической работы чаще всего фокус помощи направлен на неблагополучную, дисфункциональную семью, при этом специалисты помогающих профессий часто наталкиваются на сопротивление со стороны семьи. В современных условиях актуальной задачей является формирование новой парадигмы профилактики семейного неблагополучия, которая ставила бы в фокус не только работу с неблагополучными семьями, но и поддержку института семьи в целом, тем самым, осуществляя профилактику в более широком масштабе и на более ранних этапах.

Структура экспериментального исследования включает в себя констатирующий и формирующий социально-педагогические эксперименты.

Констатирующий эксперимент представлен 3-мя методами для определения уровня взаимодействия между родителями (ем) и ребенком: психологическая диагностика, анкетирование, обучающий тренинг. Формирующий эксперимент представляет собой программу детско-родительского клуба. В общем, социально-педагогический эксперимент состоит из трех методов, а также комплексной программы - детско-родительский клуб «Родник» как инновационной формы работы по привлечению кризисной семьи к клубной и кружковой работе.

В качестве основных методов исследования в работе были приняты:

  1. Психодиагностический метод исследования «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) по Марковской И.М;

  2. Анкетирование для родителей «Выявление сильных сторон и трудностей ребенка».

  3. Адаптированный психологический тренинг «Гармонизация отношений родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста» (составители: Дементьева Л.А., Бадьина Н.П.).

Таким образом, констатирующие показатели, полученные по результатам психодиагностической методики "Взаимодействие родитель – ребенок" (ВРР) по Марковской И.М. и анкетировании для родителей «Выявление сильных сторон и трудностей ребенка», определяют проблемные зоны и зоны развития семейных взаимоотношений, уровень эмоциональной близости или дистанции между родителями и ребенком, психическое состояние ребенка (по мнению родителя), социальные условия, созданные для его развития. Что позволяет выстроить дальнейший план социально-психолого-педагогической работы с семьей.

Формирующие показатели - нормализация родительских отношений.

Для установления контакта и продуктивной работы социального педагога с семьей составляются программы по реабилитации и решению самых глубинных проблем семьи.

Комплексная программа детско-родительского клуба «Родник»

Преодоление семейного неблагополучия – важнейшее направление деятельности в системе социальной защиты населения. Попустительское отношение к данной проблеме может привести к приобретению ребенком – члена неблагополучной семьи – статуса социального сироты.

Факторы, приводящие к нарастанию семейного неблагополучия: социальные – бедность, безработица, инвалидность, и др.; семейные – традиции, сформированные в поколениях, такие как алкоголизация, жестокое обращение в отношении близких и др.; личностные – отсутствие психологического потенциала для преодоления трудностей, нехватка времени, некомпетентность и др.

Задача учреждений социальной защиты - создание благоприятных условий для жизни и развития ребенка, а в случае конкретной семьи означает, как правило, достижение тех или иных локальных целей: нормализация психологического климата в семье; повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития; организация индивидуального сопровождения и поддержка детей и подростков для успешной социализации и интеграции в общество.

Реабилитация неблагополучной семьи включает в себя решение многих задач, как очень конкретных, так и более масштабных: выявить социально-психологические проблемы современной семьи; оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка с привлечением специалистов; повышать педагогическую компетентность родителей; укреплять внутрисемейные и межпоколенческие связи; поддерживать уверенность родителей в собственных возможностях; способствовать установлению доверительных отношений в семье; формировать знания о здоровье и здоровом образе жизни, приобщать к здоровому образу жизни.

Накопление родителями знаний по организации семейного быта, а на основе умений и навыков целесообразно через осуществление различных форм взаимодействия, а в том числе через работу детско-родительских клубов.

Реализация мероприятий детско-родительского клуба «Родник» одно из направлений профилактики социального сиротства через обеспечение следующих приоритетов: раннее выявление семейного неблагополучия и своевременное планирование мер по каждому случаю нарушения прав ребенка в семье, с целью сохранения для ребенка в семье; развитие профилактических услуг для семьи и детей, оказываемых на ранних стадиях семейного кризиса с целью предотвращения сиротства.

Программа реализуется 3-мя сотрудниками при наличии условий для творчества, самореализации и повышения профессионального уровня. Все специалисты имеют высшее профессиональное образование, что позволяет выстраивать работу с детьми и семьями на основе современных тенденций социального обслуживания населения.

Цель работы - разработать программу социально-психолого-педагогической работы с семьями и детьми в форме детско-родительского клуба с последующим анализом проделанной работы и составлением научно-методических рекомендаций для распространения полученного опыта.

Задачами программы являются:

  1. Изучение проблемы взаимоотношений детей в возрасте от 7 до 14 лет и родителей в многодетных, малообеспеченных, опекунских и неполных семьях;

  2. Разработка новых технологий, эффективных форм и методов социально-психологической работы с семьями и детьми, состоящими на социальном обслуживании;

  3. Разработка и апробация программы социально-психологической работы с семьями и детьми в детско-родительском клубе;

  4. Анализ проделанной работы и оценка эффективности;

  5. Разработка научно-методических материалов с последующим распространением в учреждениях социальной защиты;

  6. Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов детских отделений.

Содержание программы

1 этап. Организационно-аналитический этап имеет целью обобщение опыта практической и научно-методической работы по проблеме исследования и включает в себя: изучение проблемы исследования; разработка плана по проведению исследования; разработка сопутствующей документации; разработка методов диагностики неблагополучной семьи, подбор форм и методов работы с семьей; анализ работы, подведение итогов, составление отчетов и внесение корректив для успешного проведения исследования.

2 этап. Разработка и апробация программы социально-психологической работы с семьями и детьми в детско-родительском клубе включает в себя: разработка программы по восстановлению внутрисемейных отношений (дети-родители) и создание детско-родительского клуба «Родник»; организация работы с родителями и детьми в рамках деятельности детско-родительского клуба «Родник»; апробация программы детско-родительского клуба «Родник», согласно утвержденному плану мероприятий; проведение мониторинга по деятельности д-р клуба «Родник»; разработка новых технологий для успешной работы детско-родительского клуба «Родник»; анализ проделанной работы, составление итоговых отчетов по результатам реализации второго этапа экспериментальной работы.

3 этап. Оценка эффективности программы социально-психологической работы с семьями и детьми в детско-родительском клубе.

Программа детско-родительского клуба «Родник» - это перспективная форма работы с детьми и родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников, укреплению института семьи, передача опыта в воспитании детей, установление сотрудничества между участниками, повышению психолого-педагогической культуры родителей и развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Таким образом, структура программы предполагает трехстороннее воздействие на семью, посредством привлечения внимания к участию в коллективной творческой деятельности всех членов семьи, педагогического просвещения родителей и вовлечения в познавательную деятельность детей, организацию досуга, направленного на формирование здорового образа жизни. Возможно внесение изменений в план работы клуба в зависимости от потребностей и интересов участников.

вперёд > < назад