ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ


В России в последнее десятилетие стали больше внимания уделять предупреждающей работе с несовершеннолетними. В деятельности социальных работников и педагогов в учреждениях для несовершеннолетних, системы социальной защиты, необходимость раннего выявления суицидального поведения подростков с различными видами нарушений поведения (большая часть которых помещается в связи с этой причиной в такие центры с целью оказания социальной медико-психолого-педагогической помощи им и их семьям) достаточно высокая, и востребована из-за высокого уровня самоубийств среди несовершеннолетних. Проблему усугубляет наличие у подростков определенного типа акцентуации характера, определяющей предрасположенность к определенному виду девиантного, в том числе и суицидального, поведения, а нередко и негативного социального опыта.

Наиболее близкое определение профилактики, учитывающее взаимосвязь девиантного и суицидального поведения, дает Я.И. Гилинский: «профилактика (предупреждение, превенция) – это воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения и факторы, ему способствующие, которые приводят к сокращению или желательному изменению структуры девиаций и к не совершению девиантных поступков». Таким образом, под профилактикой нарушения в поведении подростков, в том числе и суицидальных, понимается раннее выявление причин и условий, их вызывающих, определение способов их предотвращения. В научной литературе понятие «предупреждение» соответствует категории «профилактика».

При выявлении методологических оснований процесса профилактики данного поведения несовершеннолетних следует руководствоваться положением, что профилактика данного поведения не является самостоятельным процессом, а входит в систему реабилитационной работы стационарного учреждения социальной защиты для несовершеннолетних.

Предупреждение суицидального поведения, в отличие от других видов социальных отклонений, имеет затруднения и невозможность однозначного отнесения подростка к группе потенциальных суицидентов до проявления суицидальной активности; и особенность заключается в трудности выявления подростков этой референтной группы риска. Данные проявления личности, в практике, чаще менее прогнозируемые, трудно поддаются объяснению, классифицировать их трудно, поэтому появляется сложность и в выборе методов профилактики.

В воспитании и самовоспитании личности детей данного возраста, с одной стороны, и в социально-педагогической реабилитации и ресоциализации суицида с другой стороны, по-разному складывается смена сложившихся динамических стереотипов новыми – в этом принципиальное отличие профилактики суицидального поведения. Анализируя литературу по данной проблеме, мы видим, что в современной практике выделяют три вида профилактики девиантного поведения подростков, включая подростков группы риска, которым свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для здоровья как, например, склонность к суициду: общая, специальная и индивидуальная.

Таким образом, современная практика в качестве главной цели в профилактике суицидального поведения в условиях учреждений для несовершеннолетних, системы социальной защиты, выделяет успешную социализацию подростка, формирование навыков адиктивного поведения, а также получение знаний и умений здорового образа жизни.

Основой данной работы с несовершеннолетними в реабилитационном пространстве по предупреждению суицидального поведения является помощь ребенку в социализации, научению контролировать свои негативные чувства и эмоции, анализу любой социальной ситуации, принятию правильного осознанного выбора, умению принимать на себя ответственность за принятое решение, а также формированию у несовершеннолетних устойчивой негативной реакции к суицидальному поведению.

Очень важно, чтобы предупреждающую работу с подростками проводили разные специалисты – это не только педагоги, но и психологи, врачи, юристы, социальные работники.

Хочется также отметить, что специалистам, работающим с подростками, необходимо обращать внимание на выбор приоритетных интернет-ресурсов, которыми пользуются несовершеннолетние, а также на качество общения подростков в социальных сетях.

В предупредительной работе с подростками наиболее эффективным при коррекции девиантного и демонстративного суицидального поведения является метод арт-терапии.

По определению А.И. Копытина, сочетание визуальной экспрессии, связанной с использованием изобразительных средств, фотографии и видеозаписей и созданием повествования называют визуально-нарративным (визуально-повествовательным) подходом, который может быть реализован в разных формах. В одних случаях подросток сочиняет устные или письменные повествования и затем иллюстрирует их рисунками. В других случаях можно воспользоваться уже готовыми текстами (поэзия, проза разных авторов, народные либо авторские сказки, предания мифы и тому подобное) и затем иллюстрировать их своими рисунками или фотографиями (или уже готовыми).

Достоинства визуально-нарративного подхода арт-терапии заключаются в расширении возможности личности переработки информации, связанной с определенными образами, либо переформулировании содержащихся в них значений, а также в сочетании с другими методами стимуляции творческой активности, позволяет постичь логические связи между аспектами личного опыта или сконструировать новый. Этот подход помогает в поиске уникальной жизненной перспективы и конструировании альтернативных личностных историй.

У подростков с нарушением поведения существует проблема в затрудненности создания повествования о своих рисунках или фото-видеоматериалах, что является защитной их личностных границ и более высокой концентрации на своих чувствах и мыслях.

Работа с фотографией, как техникой арт-терапии, имеет большую ценность и нередко именуется фото-арт-терапией. Помимо готовых фотографий, которые подросток приносит из семейного альбома, ему предлагается сделать самому новые снимки, а также возможно использовать в творческой тематической работе и чужие фотографии, можно сделать коллаж.

Одной из техник, обеспечивающих снятии эмоционального напряжения, развитие пространственных представлений, эмоциональных процессов и навыков саморегуляции может, например, является раскрашивание черно-белых матриц для раскрашивания. Другими техниками, создающими богатые возможности для профилактики и коррекции поведения детей и подростков, для снятия напряжения и отреагирования эмоций являются акватипия (рисование на влажной бумаге красками, мелками, фломастерами), рисование с натуры,групповой рисунок или скульптура. А также использование различных техник игры с песком и различныедраматизации.

Следовательно, применение технологий арт-терапии по предупреждению отклоняющегося, в том числе и суицидального, поведения имеет благотворное влияние на несовершенолетних, несмотря на краткость курса проведения, а также служит средством установления гармонических связей с окружающим миром через искусство. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арт-терапии, снижают агрессивность, повышают самооценку и адаптационные возможности ребенка, активное творчество стимулирует к формированию новых психосоциальных навыков, позволяет работать с чувствами – исследовать и самовыражать их на символическом уровне, делать их более осознанными. Использование приемов арт-терапии способствует усилению защитных психических факторов в комплексной профилактике суицидального поведения.

вперёд > < назад