ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ


Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот американским психологом Х.Фреденбергом в 1974 году.
Другой основоположник идеи выгорания – Кристина Маслач, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к другим. Синдром «выгорания», по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Как показывают результаты исследований, развитие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития «выгорания» уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо, с профессиональным выгоранием. Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации.

В.В.Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоции в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В тоже время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности. 

Модернизация системы образования, переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышают требования со стороны общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе. Такие требования ведут к увеличению нервно-психического напряжения личности преподавателя, что нередко приводит к возникновению невротических расстройств различного генеза, возникновению психосоматических заболеваний. Деятельность современного преподавателя связана с целым рядом напряженных ситуаций.

Профессиональное общение с коллегами, администрацией, и ее чрезмерным контролем, с родителями, наличие различных поручений, вызывающих перегруженность педагога, ведут к ситуациям, вызывающим стресс. Зарубежный и российский опыт показал разрушительность действия длительного стресса на человека.

 Начинается новый учебный год и от педагогов требуется мобилизация внутренних энергоресурсов, с целью сохранения психического здоровья через формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний; навыков эффективного взаимодействия с коллегами, учащимися и их родителями; развития самосознания и самосовершенствования педагогов и профилактики эмоционального выгорания. Поэтому, организация работы по сохранению психоэмоционального состояния педагогов является наиболее актуальной задачей системы образования на современном этапе.

Для самостоятельной работы по снятию внутреннего напряжения Алесеевой О.Л. (учитель физической культуры МОУ «Гимназия» г. Дно)  разработана «Программа снятия психоэмоционального напряжения у педагогов». 

вперёд > < назад