ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННОГО РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ЧАСТЬ 1)


Сегодня, в России больше 60% ВИЧ –инфицированных детей воспитываются в замещающих семьях. О необходимости оказания специализированной помощи замещающим родителям в воспитании таких детей свидетельствует зарубежный опыт и практика семейного устройства в нашей стране. Замещающие родители, воспитывающие такого ребёнка, чаще всего не подозревают, с какими трудностями им придётся встретиться, как строить дальнейшую жизнь с ребёнком.

В данной семье реализуются права данного ребенка, оставшегося без попечения биологических родителей, на жизнь и воспитание в семье. При этом сама семья, принимающая такого ребенка, получает возможности и ресурсы, необходимые ей для продолжения и обогащения своего развития. Воспитание ВИЧ- инфицированного ребенка в замещающей семье сложный, длительный процесс, имеющий типичные и индивидуальные особенности. Об успешности воспитания таких детей можно судить исходя из внутрисемейных отношений и интегрированности в микросоциуме. Воспитание проходит более успешно при организации психолого- педагогической помощи замечающей семье.

Цельюданного вида помощи замещающим родителям является формирование сознательного, ответственного родительства и повышение психолого-педагогической родительской компетенции замещающих родителей, предупреждение семейного неблагополучия, трудностей воспитания такого ребёнка в замещающей семье, а также создание условий, которые позволяют семье со временем самостоятельно справляться с трудностями и проблемами.

Учебный план программы психолого-педагогической помощи замещающим родителям в воспитании таких детей в условиях учреждения социального обслуживания состоит из психологического и консультационного этапов. Психологический этап состоит из следующих блоков: юридический; социально-экономический; медицинский и психолого-педагогический. Этап консультирование состоит из консультативного и сопроводительногоблоков. Категория слушателей и их количество: замещающие родители принявшие на воспитание ВИЧ – инфицированного ребёнка 5-20 человек. Длительность обучения: 38 часов. Периодичность занятий: 1 занятие в неделю.

Целью юридического блока являетсяинформирование замещающих родителей о содержании законодательной базы, касающейся замещающих родителей и ВИЧ-инфицированных детей. Задачи этого блока состоят из знакомства замещающих родителей с их правами и обязанностями замещающих родителей; с нормативно-правовой базой в области ВИЧ и раскрытием понятия - «сопровождение замещающих семей».

         Целью медицинского блока является информирование родителей необходимыми медицинскими знаниями с целью   успешного оздоровления и необходимого лечения, а также профилактики заболеваний. Здесь задачи в обозначении факторов риска и состояния здоровья ВИЧ-инфицированных детей и их профилактикой.

         Целью психолого-педагогического блока является получение необходимых знаний, развитие навыков   с помощью которых замещающие родители смогут самостоятельно понимать причины возникающих проблем и находить пути их решения. Задачи данного блока заключаются в раскрытии проблем детей, затронутых ВИЧ; ознакомлении с формами и методами воспитания и обсуждением воспитательного потенциала семьи; развитии навыков конструктивного взаимодействия с ребёнком.

         Целью консультативного блока является оказание психолого-педагогической помощи замещающим родителям в процессе занятий и дальнейшего сопровождения. Задачами на данном этапе являются:

- Оказать помощь замещающим родителям по вопросам программы обучения, по семейным проблемам и т. п.

     Цельюсопроводительного блока является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки замещающим родителям на период нахождения ребёнка в семье. Задачами этого этапа в ознакомлении с опытом замещающих семей, приглашая на занятия и мероприятия в клуб «Ребёнок плюс»; оказание помощи в решении назревших вопросов и проблем; поддержание уважительного отношения внутри семьи.

Результаты анкетирования замещающих родителей показали, что обширный лекционный и практический материал программы психолого-педагогической помощи замещающим родителям в воспитании ВИЧ-инфицированных детей в условиях учреждения социального обслуживания даёт полное представление об особенностях воспитания таких детей, повышает родительскую компетенцию и предотвращает семейное неблагополучие, помогает в преодоление трудностей и способствует созданию условий, которые позволяют семье со временем самостоятельно справляться с трудностями и проблемами.

вперёд > < назад