Психологический онтогенез патриотизма


А.А.Кучер, полковник,

клинический психолог

 

Психологический онтогенез патриотизма проходит свои закономерные стадии развития и становления. Позволю кратко на них остановиться:

1. Стадия запечатления (импринтинга). Импринтинг в психологии, одно из интереснейших понятий. Происходит этот термин от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать, т.е. “оставить след”, “отметить”.

Импринтинг - это целостный психофизиологический механизм, который позволяет сохранить в мозговых центрах тот или иной зрительный, слуховой или иной образ, впечатление, воспоминание и т.д. Встречается это явление, как в среде животных, так и в человеческой среде. Способность «запечатления» генотипически заложено в каждом из нас. Однако если импринтинг братьев наших меньших обусловлен инстинктом и служит целям приспособления и выживания, то в социуме он превратился в более сложное явление. В психологии – импринтинг – специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врожденных поведенческих актов.

Импринтинг (запечатление), является избирательной фиксацией в памяти значимой информации, и как целостный психофизиологический механизм, обеспечивает участие всех анализаторов для прочного сохранения в мозговых центрах информации.

Особенностями этого процесса являются:
во-первых, его возникновение в критические периоды жизни, когда организм оказывается максимально чувствительным и восприимчивым к новому;
во-вторых, во время возникновения импритинга у человека, ему достаточна только одна встреча с объектом запечатления, чтобы началось формирование изменений поведения, в связи с запечатлением (например: встреча Шварцнегера в детстве с Власовым – изменила его жизнь); 

в-третьих, для возникновения явления импринтинга не нужно какое-либо дополнительное подкрепление, лежащее за пределами той сферы, в которой происходит запечатление;

и в-четвертых, результаты импринтинга крайне стабильны и результат запечатления остаётся на всю жизнь.

Следовательно, в процессе научения поведению патриотического характера, можно достигать импритинга (запечатления), для этого процесс обучения должен быть значимо и эмоционально насыщен для человека, получающего знания. В ходе такого закрепления знаний - лежит процесс образования нервных связей по типу рефлекса.

У детей с малых лет ярко выражен импринтинг. С первых дней жизни формируются необыкновенно крепкие психологические связи: отношения матери и отца, и все события, происходящие вокруг, новорожденным воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, окружающими предметами. Позже он начнет реализовывать их в своем будущем. В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с самого начала. Если его любят, заботятся о нем, то он будет впитывать эту любовь, учиться проявлять ее, бережно относиться к другим.

Дети формируют общество будущего. А правильнее сказать, что мы, воспитывая и формируя детей – формируем и растим будущее России.

Тимоти Лири, американский писатель и психолог (1920-1996), выделил несколько видов импринтинга, свойственных человеку. Материнское молоко является первым и главным для только появившегося на свет ребенка источником питания, а материнские объятия - зоной безопасности. Мать дает необходимое тепло и чувство защищенности, потребность в которых у человека заложена изначально.

Территориально-эмоциональный импринтинг, или импринтинг, связанный с освоением среды и запечатлением ее свойств. Взрослые и дети определенным образом удерживают и защищают свое пространство, начиная с выбора любимой комнаты в доме, хранения там своих игрушек или вещей и заканчивая прописанными в юридических документах правами на частную собственность.

Вербальный импринтинг. Благодаря этой биопрограмме возможно запоминание звуков и символов, составляющих слова. Это в свою очередь стимулирует развитие речи и необходимой коммуникации между людьми.

Социальный импринтинг – это разновидность запечатления, при котором фиксация происходит на базовых ценностях, межполовых, этнических и других стереотипах. Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть положительным или отрицательным, но в любом случае человек настолько впитал информацию о нем, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему. Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение и к семье, и к религии, и к выбору спутника жизни и т. д. Они также влияют на общие установки, способности, интересы человека.

Особая чувствительность к влиянию извне присуща не только детям, но и взрослым в определенные периоды жизни. Любой человек может оказаться в ловушке из-за собственной зацикленности на каком-либо образе, будь то стиль одежды, приверженность специальному питанию или религиозные убеждения и т. д. Осторожно стоит воспринимать новую информацию особенно впечатлительным людям.

2. Стадия подражания, копирования, переноса – все люди копируют друг друга. Если вы чем-то недовольны, то непременно ищете пример того, что вам будет нравиться. Если вы не пользуетесь успехом у противоположного пола, то обязательно будете искать пример (человека) для подражания, который будет вашей полной противоположностью. Вы обязательно заинтересуетесь им и захотите достичь его успехов. Это естественное положение вещей, когда вы развиваете себя, чтобы иметь то, чего хотите. Зачастую люди копируют то, что видят: внешний облик, поведение, манеру общения и т. д. При этом забывается, что за каждым поведением и созданным образом стоят мотивы, желания и мировоззрение, которое и заставляет демонстрировать все во внешнем мире.

Мы видим следствие того, что думает, желает и ценит другой человек. Если копируются лишь внешние проявления, то поведение и внешний облик будут фальшивыми, неестественными и отталкивающими. Копируя что-то, что нравится в другом человеке, сам индивид забывает о том, что внешнее должно быть подкреплено внутренним, как и наоборот. Если нет подкрепления, то все попытки показаться интересными и привлекательными обречены на провал. Фальшиво выглядит красивый человек, который считает окружающих низшими и глупыми существами.

В патриотическом воспитании важно понимать, что внешнее копирование никогда не даст положительного результата! С помощью механического подражания и бездумного копирования вырастить патриота невозможно!

Требуется кропотливо достигать копирования и запечатления примеров патриотизма на духовном и мировоззренческом уровне, учить молодежь чувствовать и мыслить так, как другой, достойный подражания человек, понимать, что движет этим человеком и уметь принимать как свои - его способ мышления, желания, которые составляют основу всего, что проявляется во внешний мир.

Наряду с копированием работает психологический механизм переноса. Этот психологический феномен, заключается в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. Поскольку процесс переноса большей частью является бессознательным, он не воспринимается человеком, но если учитывать эту психологическую составляющую, то можно обеспечивать защиту от антипатриотических тенденций, проникающих в наше общество и защищать от них современную молодежь.

3. Стадия мировоззрения, духовности - Суворов составил тетрадь «капральских бесед», именовавшуюся ещё «солдатским катехизисом», начав её словами: «Молись БОГУ: от НЕГО победа!» и текстом обязательной молитвы: «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, спаси нас! СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЧЕ, моли БОГА о нас!» и только потом переходил к наставлениям военного характера. Но и наставления он начинал с самого главного: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!». (Заметим, что выделение заглавными буквами сделано самим Суворовым!). Завершая сражение очередной победой, Суворов всегда устраивал благодарственный молебен.

вперёд > < назад