Развитие мелкой моторики в домашних условиях


О.В. Безбокова, логопед

 

Каждая мама, безусловно, желает только лучшего для своего малыша, делает всё возможное, чтобы малыш развивался гармонично. Родители с нетерпением ждут появления речи и иногда эти ожидания затягиваются и у ребёнка выявляют задержку речевого развития. И сегодня мы с вами попробуем вместе разобраться с тем, как помочь ребёнку заговорить.

Исследования учённых показало, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.

Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев рук, умения ребенка «пользоваться» этими движениями.  Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев),  и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны теснейшим образом между собой.

Если вы хотите помочь своему ребёнку в освоении речи, то придерживайтесь советов родителям, желающим развить речь своего малыша посредством игр и манипуляций с предметами

  • ·     Прежде, чем показывать ребёнку пальчиковую игру с различными предметами сначала проиграйте её сюжет сами.
  • ·     Если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего момента.
  • ·     Играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
  • ·     Запаситесь терпением и не ожидайте мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребёнок будет пассивным слушателем и вам придётся манипулировать его руками. В дальнейшем, в результате тренировки движения пальцев совершенствуются, и  ребёнок станет выполнять движения активнее.
  • ·     Работу проводите регулярно, систематически. Пальчиковые игры с предметами обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания. В течении дня играть можно несколько раз, но понемногу.

Длительность игр с двухлетними малышами -5-10 минут, занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с детьми в возрасте 5-6 лет около 25 минут.

 

Играть можно с прищепками:

1.Нацеплять прищепки-лучики к солнышку (вырезанный круг жёлтого цвета из картона)

2.Похожим образом прицеплять иголки – прищепки к ёжику(вырезанный из картона силуэт ёжика)

3.Можно сделать лепестки – прищепки для цветка.

 

Играть можно с крупами:

Высыпьте крупу (фасоль, горох цельный, круглые макароны) в одну ёмкость. А дальше существует несколько вариантов:

1.покормите цыплёнка горошком: раскладывайте горошек в коробочку из под конфет с ячейками;

2.помогите мышке разобраться в кладовке (в каждую коробочку отбирайте крупу одного вида);

3.для малышей до 2 лет в тазик с крупами положите небольшие предметы: например баранки, пусть ищет и достаёт;

4.в летнее время на улице можно наполнить песочницу для малыша манной крупой, положить много различных крышечек и ведерко: нужно показать малышу как при помощи крышек наполнить крупой ведёрко.

 

Играть можно с карандашами с ребристой поверхностью: перетирать их в руках.

Играть можно так же с шишками, массажными мячиками, зубными щётками. Не забывайте читать стихи своим детям во время игр с предметами. Придумывайте различные сюжеты.

У вас всё получится! Удачи!

 

 

вперёд > < назад