А.С. Адамцевич, психолог, магистр
Жестокость у детей бывает двух видов: фрагментарной и устойчивой.
Первый вариант проявляется в неожиданном поступке ребенка, для которого не свойственно такое поведение. Детская жестокость такого типа направлена на узнавание реакции взрослых. В данном случае необходимо сказать, что так поступать плохо и сразу переключить внимание ребенка на какое-нибудь увлекательное занятие (лепка, раскраска).
Сигналом беды является устойчивая жестокость. Она проявляется к детям, животным, взрослым и связана с особенностями ребенка. Эта форма помогает детям реализовать страх, стресс, а также преодолеть препятствие. Детская жестокость может возникать по разным причинам и бороться нужно разными способами.
Дети младшего школьного возраста проявляют жестокость к тем детям, которые имеют отличие от других (толстяки, копуши и т.д.). Чтобы минимизировать подобные конфликты необходимо организовать место для развивающих игр, где дети могут проводить свое свободное время.
Если ребенок участвует в травле сверстника, то ему нужно прочитать книгу, которая соответствует проблеме. К примеру, о мальчике, ставшем меньше бабочки, которую он мучил.
Дети постарше травят отличников и ябед. Ребенку нужно объяснить, что травля – признак незрелости. Все подростки хотят примкнуть к сильному ровеснику, «подлизаться» к вожаку.
Травля среди старших детей это - групповой феномен. Они ищут общее занятие. Если они не находят ровесника-неудачника, то они могут переключиться на взрослого человека.
Буллинг – это система детского насилия, реализуемого в пространстве организованного или неорганизованного детского сообщества. В этой системе определяются роли обидчиков (притеснителей), обижаемых (притесняемых), сторонних наблюдателей – взрослых и детей. Буллинг бывает двух видов:прямой или скрытый.
Скрытый буллинг (игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п.) более характерен для девочек.
Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физический буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др. Сексуальный буллинг – это действия сексуального характера. Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания.
Разнообразие форм прямого буллинга:
вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);
запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом);
вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
кибербуллинг как совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека в общении в интернете, посредством мобильной связи. Намеренное и открытое агрессивное поведение в отношении другого человека он-лайн включает в себя сексуальные домогательства посредством интернета и распространение негативных сплетен. В кибербуллинге в основном участвуют старшие подростки и молодые люди, в равной степени мальчики и девочки.
В целом, выделяют следующие ролив процессе школьной травли:
Лидирующий нападающий (ребенок-агрессор).
Дети, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру).
Ребенок-жертва.
Свидетели, подкрепляющие травлю (дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят).
Свидетели-аутсайдеры (дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону).
Защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву).
Устойчивость роли ученика в структуре насилия зависит от структуры класса: чем она жестче, тем сложнее школьнику избавиться от своей роли.
Закрепившиеся ролевые позиции в структуре насилия в младших классах часто сохраняются до окончания школы.